Мастер-класс для родителей

«Детская провокация или как устанавливать запреты»
Провокация (от лат. provocatio - вызов) - подстрекательство побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т. д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжёлые последствия.


Необходимая ступенька развития ребёнка – кризис 3-х лет (кризис становления воли, кризис «Я сам!»), обесценивается то, что раньше было привычно и дорого, ребёнок выделяет своё «Я».

Возрастные рамки кризиса: с 2,5 – 4 лет

Признаки кризиса:

· трудности взаимодействия с ребёнком (протест, неподчинение, капризы, своевольные выходки)

· негативизм (непринятие требований взрослого)

· упрямство (хочет, чтоб с его мнением считались)

· строптивость (стремление к самостоятельности)

· своеволие (всё хочу делать сам)

· деспотизм (ребёнок хозяин положения и отыскивает множество способов, чтоб проявить власть над окружающими)

· неосознаваемый характер происходящих изменений (не замечает и не понимает перемен в своём характере)

Изменения в ребёнке носят временный характер, и негативные проявления ведут к позитивным образованиям. Нужно дать возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу», «Я буду», если это не угрожает его жизни и здоровью.

Родители должны понимать:

- «Кризис 3-х лет» - важный этап в психическом развитии ребёнка, знаменующий переход на новую ступеньку детства.

- В период « кризиса 3 лет», как правило, в центре событий оказывается мать, и главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на неё.

- В этот период малыш создаёт проблемы не только родителям, но и страдает сам. Поэтому если явно видно, что ребёнок резко изменился, и не в лучшую сторону, надо постараться выработать правильную линию своего поведения, стать более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширить права и обязанности малыша и в пределах разумного дать вкусить ему самостоятельность, чтоб он мог насладиться ею.

- Ребёнок мне просто не соглашается со взрослыми, он испытывает их характер и находит слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день может перепроверять, действительно ли запрещено то, что ему запрещают. И если есть хоть малейшая вероятность «Можно», ребёнок добивается своего не у мамы, так у папы, у бабушек, дедушек. Не стоит на него за это сердиться.

- Следует правильно сбалансировать поощрения и наказания, ласку и строгость.

- Если взрослые меняют систему требований, то ребёнку трудно понять «Почему», и он в отместку твердит «Нет». Не следует за это на него обижаться, ведь это обычное слово родителей ,когда они воспитывают своего ребёнка, а он, считая себя уже самостоятельным, начинает подражать взрослым. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности ,необходимо найти выход с помощью ролевой игры, которая с трёх лет становится ведущей деятельностью ребёнка.

- Для нормального развития малыша в кризисный период важно, чтобы он ощущал, что взрослые дома знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и их друг.


Практическая сфера деятельности.



Упражнение «Родительская реакция на провокацию»



- Провоцируют ли вас ваши дети? Как вы реагируете? Обсуждение по кругу, в ходе обсуждения выявляется необходимость установления запретов.

Необходимые запреты:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Упражнение «Что можно, а что нельзя».

Форма работы: мозговой штурм.
- Что у вас в семье можно ребёнку, а что нельзя?

«МОЖНО»
«НЕЛЬЗЯ»

·        _____________________
·        _____________________
·        _____________________




·        __________________________
·        __________________________
·        __________________________
·        __________________________
·        ___________________________
·        ___________________________



Ответы записываются на доске или в личной карточке. Психолог напоминает свой вопрос и подчёркивает слово «можно», после чего выясняется, что большинство родителей ответило только на вторую половину вопроса – большее количество ответов занимает столбик «нельзя».



Способы установления запретов.

Определяются они за круглым семейным столом, устанавливаются и исполняются с единым подходом каждого члена семьи.

1. Необходимость установления запретов.

2. Минимальное количество требований.

3. Единство требований (всех взрослых членов семьи к ребёнку)

4. Запреты___________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Способ установления: установки, табу, правила…

Например: «Нельзя мучить кошку», «Нельзя вставать на подоконник».



Упражнение «Установи запрет правильно»

Например: «Книжки рвать нельзя, а старые газеты можно».

Родителям предлагаются образцы поведения, отпечатанные заранее. Задача – грамотно установить запрет:

§ ребёнок надевает на голову кастрюлю;

§ размазывает пластилин по ковру;

§ стучит лопаткой по машинам на улице;

§ вываливает одежду из шкафа;

§ режет ножницами шторы;

§ берёт в руки кухонный нож;

§ ест зубную пасту;

§ прыгает со стола;

§ рисует маркером на столе;

§ ключом царапает полированную мебель.

Оказывается можно всего лишь сменить конструкцию запрета, и он будет действовать совсем иначе – все останутся довольны.



Упражнение «Личностное пространство».

Определение индивидуальных психологических границ.

Участники встают в круг, а один - в центр круга, ему завязывают глаза. Остальные участники по команде ведущего медленно сходятся к центру круга. Стоящий в центре должен остановить подходящих к нему людей в тот момент, когда почувствует дискомфорт от их приближения. После этого оставшееся между этим участником и остальными играющими расстояние замеряется. Упражнение повторяется несколько раз с несколькими участниками.

Границы (в психологическом смысле) - это понимание собственного 'я' как отдельного от других. Это понимание своей отдельности формирует основу нашей личности. Границы говорят нам, где мы, а где не мы, что мы можем выбрать, а что не можем, что мы в состоянии вынести, а что нет, что мы чувствуем и чего не чувствуем, что нам нравится и что нам не нравится, чего мы хотим и чего не хотим. Одним словом, границы определяют нас. Точно так же, как физические границы определяют, где начинается и где заканчивается частное владение, духовные и психологические границы определяют, кем мы являемся, а кем не являемся.

Психологические границы показывают нам, где наши чувства, а где - чувства других людей. Когда не установлены четкие психологические границы, то мы даем другим людям возможность делать нас ответственными за их чувства, можем чувствовать вину за чужой гнев и т.д.

Люди, которые не установили личных границ, позволяют другим манипулировать собой.

У каждого человека есть своя психологическая граница отличная от других, с различным уровнем допуска в своё личное пространство и даже у наших с вами детей она уже есть. Кого-то ребёнок подпустит очень близко, а кого-то будет держать на расстоянии. Это можно заметить даже у самых маленьких детей: одни играют лишь при маме, с опаской оглядываясь и блуждающим взглядом ища её местонахождение; другие – спокойно окунаются в новую обстановку и чувствуют себя довольно комфортно.






Комментариев нет:

Отправить комментарий