«Детская провокация или как устанавливать запреты»
Провокация (от лат. provocatio - вызов) - подстрекательство побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т. д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжёлые последствия.Необходимая ступенька развития ребёнка – кризис 3-х лет (кризис становления воли, кризис «Я сам!»), обесценивается то, что раньше было привычно и дорого, ребёнок выделяет своё «Я».
Возрастные рамки кризиса: с 2,5 – 4 лет
Признаки кризиса:
· трудности взаимодействия с ребёнком (протест, неподчинение, капризы, своевольные выходки)
· негативизм (непринятие требований взрослого)
· упрямство (хочет, чтоб с его мнением считались)
· строптивость (стремление к самостоятельности)
· своеволие (всё хочу делать сам)
· деспотизм (ребёнок хозяин положения и отыскивает множество способов, чтоб проявить власть над окружающими)
· неосознаваемый характер происходящих изменений (не замечает и не понимает перемен в своём характере)
Изменения в ребёнке носят временный характер, и негативные проявления ведут к позитивным образованиям. Нужно дать возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу», «Я буду», если это не угрожает его жизни и здоровью.
Родители должны понимать:
- «Кризис 3-х лет» - важный этап в психическом развитии ребёнка, знаменующий переход на новую ступеньку детства.
- В период « кризиса 3 лет», как правило, в центре событий оказывается мать, и главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на неё.
- В этот период малыш создаёт проблемы не только родителям, но и страдает сам. Поэтому если явно видно, что ребёнок резко изменился, и не в лучшую сторону, надо постараться выработать правильную линию своего поведения, стать более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширить права и обязанности малыша и в пределах разумного дать вкусить ему самостоятельность, чтоб он мог насладиться ею.
- Ребёнок мне просто не соглашается со взрослыми, он испытывает их характер и находит слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день может перепроверять, действительно ли запрещено то, что ему запрещают. И если есть хоть малейшая вероятность «Можно», ребёнок добивается своего не у мамы, так у папы, у бабушек, дедушек. Не стоит на него за это сердиться.
- Следует правильно сбалансировать поощрения и наказания, ласку и строгость.
- Если взрослые меняют систему требований, то ребёнку трудно понять «Почему», и он в отместку твердит «Нет». Не следует за это на него обижаться, ведь это обычное слово родителей ,когда они воспитывают своего ребёнка, а он, считая себя уже самостоятельным, начинает подражать взрослым. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности ,необходимо найти выход с помощью ролевой игры, которая с трёх лет становится ведущей деятельностью ребёнка.
- Для нормального развития малыша в кризисный период важно, чтобы он ощущал, что взрослые дома знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и их друг.
Практическая сфера деятельности.
Упражнение «Родительская реакция на провокацию»
- Провоцируют ли вас ваши дети? Как вы реагируете? Обсуждение по кругу, в ходе обсуждения выявляется необходимость установления запретов.
Необходимые запреты:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение «Что можно, а что нельзя».
Форма работы: мозговой штурм.
- Что у вас в семье можно ребёнку, а что нельзя?
«МОЖНО»
|
«НЕЛЬЗЯ»
|
·
_____________________
·
_____________________
·
_____________________
|
·
__________________________
·
__________________________
·
__________________________
·
__________________________
·
___________________________
·
___________________________
|
Ответы записываются на доске или в личной карточке. Психолог напоминает свой вопрос и подчёркивает слово «можно», после чего выясняется, что большинство родителей ответило только на вторую половину вопроса – большее количество ответов занимает столбик «нельзя».
Способы установления запретов.
Определяются они за круглым семейным столом, устанавливаются и исполняются с единым подходом каждого члена семьи.
1. Необходимость установления запретов.
2. Минимальное количество требований.
3. Единство требований (всех взрослых членов семьи к ребёнку)
4. Запреты___________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Способ установления: установки, табу, правила…
Например: «Нельзя мучить кошку», «Нельзя вставать на подоконник».
Упражнение «Установи запрет правильно»
Например: «Книжки рвать нельзя, а старые газеты можно».
Родителям предлагаются образцы поведения, отпечатанные заранее. Задача – грамотно установить запрет:
§ ребёнок надевает на голову кастрюлю;
§ размазывает пластилин по ковру;
§ стучит лопаткой по машинам на улице;
§ вываливает одежду из шкафа;
§ режет ножницами шторы;
§ берёт в руки кухонный нож;
§ ест зубную пасту;
§ прыгает со стола;
§ рисует маркером на столе;
§ ключом царапает полированную мебель.
Оказывается можно всего лишь сменить конструкцию запрета, и он будет действовать совсем иначе – все останутся довольны.
Упражнение «Личностное пространство».
Определение индивидуальных психологических границ.
Участники встают в круг, а один - в центр круга, ему завязывают глаза. Остальные участники по команде ведущего медленно сходятся к центру круга. Стоящий в центре должен остановить подходящих к нему людей в тот момент, когда почувствует дискомфорт от их приближения. После этого оставшееся между этим участником и остальными играющими расстояние замеряется. Упражнение повторяется несколько раз с несколькими участниками.
Границы (в психологическом смысле) - это понимание собственного 'я' как отдельного от других. Это понимание своей отдельности формирует основу нашей личности. Границы говорят нам, где мы, а где не мы, что мы можем выбрать, а что не можем, что мы в состоянии вынести, а что нет, что мы чувствуем и чего не чувствуем, что нам нравится и что нам не нравится, чего мы хотим и чего не хотим. Одним словом, границы определяют нас. Точно так же, как физические границы определяют, где начинается и где заканчивается частное владение, духовные и психологические границы определяют, кем мы являемся, а кем не являемся.
Психологические границы показывают нам, где наши чувства, а где - чувства других людей. Когда не установлены четкие психологические границы, то мы даем другим людям возможность делать нас ответственными за их чувства, можем чувствовать вину за чужой гнев и т.д.
Люди, которые не установили личных границ, позволяют другим манипулировать собой.
У каждого человека есть своя психологическая граница отличная от других, с различным уровнем допуска в своё личное пространство и даже у наших с вами детей она уже есть. Кого-то ребёнок подпустит очень близко, а кого-то будет держать на расстоянии. Это можно заметить даже у самых маленьких детей: одни играют лишь при маме, с опаской оглядываясь и блуждающим взглядом ища её местонахождение; другие – спокойно окунаются в новую обстановку и чувствуют себя довольно комфортно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий