Памятка педагогу!



Пути помощи аутичному ребёнку.





«Неспособности к коммуникации», характерной для аутистов, сопутствует потребность этих людей в общении. То есть страх, который породил эту патологическую защиту, не уничтожил главное – потребность во взаимодействии с миром, с людьми, но заблокировал спонтанное её проявление.
Любой человек, ищущий лазейку в их мир, кажется, важен для этих детей. Поэтому любые шаги навстречу аутичному ребёнку помогут освоиться в мире, кажущимся ему таким «инопланетным» и чужим.
Первый шаг. Установление с ребёнком эмоционального контакта через:
·      наблюдение  взрослого за действиями, поглощающими ребёнка, где можно определить, что ему интересно, что он хочет и может делать, и постепенно стараться «подстраиваться» к этим занятиям.
·      определение той области, в пределах которой, с ним можно взаимодействовать: улавливать и расшифровывать сигналы, которые посылает вам ребёнок из аутичного мира. Форма сигнала может быть какая угодно, например, словесная или поведенческая.
·      сенсорный контакт, так как у них повышенная чувствительность к сенсорным стимулам (игра со светом, бликами, выкладывание рядов по цвету, форме, выбор определённой игрушки, стремление залезть как можно выше и возможность смотреть на всё сверху под определённым ракурсом);
Так же эта повышенная чувствительность к сенсорным стимулам может вызывать и негативные впечатления, которые не только легко возникают у такого ребёнка, но и надолго фиксируются в его памяти.  Это может выражаться и как непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (звука пылесоса, телефонного звонка и т.п.), и как нелюбовь к тактильному контакту, выраженная брезгливость во время приёма пищи и даже попадание на кожу капель воды, непереносимость одежды, и как неприятие ярких игрушек.
·      выраженную захваченность, очарованность отдельными избирательными впечатлениями - тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребёнок стремиться получить вновь и вновь, что становится основой:
·      стереотипных аутостимуляций, которые могут выглядеть как примитивные циркулярные реакции, которые надолго фиксируются в поведении ребёнка.
Очень продуманно и правильно используя пристрастия ребёнка, они могут потерять стереотипность и стать основой взаимодействия с ребёнком, тем мостиком, который поможет попасть в неизвестный мир. Например, педагог включается в обсуждение схемы метро, классификации насекомых, бытовой техники, «войны пиратов и роботов», внося дополнения, эмоционально комментируя детали рисунка или беседы.
Второй шаг. Ориентация на интересы и пристрастия аутичного ребёнка.
·      Формирование объединённого внимания. Подготовить ситуацию, в которой ребёнок мог бы сразу заинтересоваться игрушкой, книгой, рисованием, увлечься определённой темой беседы. Взаимодействие должно строиться на «привычной территории», хотя можно встретить  сопротивление ребёнка попыткам взрослого организовать его поведение. Здесь на помощь приходят значимые для него игрушки, книги и излюбленные темы бесед –  своего рода «приманки».
       Третий шаг. Использование  системы «положительных подкреплений».
·      Можно использовать «положительные подкрепления» в виде игрушек и даже еды – кусочков печенья, яблок, которые ребёнок получает «в награду» за то, что «поработал». Для аутичного ребёнка, который недавно «разыгрался», почувствовал вкус к сюжетной игре, хорошим стимулом и поощрением в занятиях был какой-нибудь игрушечный персонаж, с помощью которого педагог мог обыграть предлагаемые ребёнку задания.
·      Общение с ребёнком через куклу, разговаривая от её имени, иногда можно создать ситуацию «соперничества» между куклой и ребёнком, что тоже является  побудительной силой к выполнению заданий.
Четвёртый шаг. Эмоционально-смысловой комментарий.
Такой комментарий фиксируется на приятных, эмоционально значимых для ребёнка деталях, обозначал смысл всего происходящего с ним. Даже если действия ребёнка выглядели нелепо (бег по комнате, хлопанье дверьми, залезание в шкаф), педагог с помощью комментария пытался придать им смысл.
Например, если ребёнок вынимал из шкафа книги, игрушки и разбрасывал их, ему предлагали поискать «нужную» вещь, объясняя что он – «наш помощник», если он щёлкал выключателем, говорили, что он «проверяет, хорошо ли горит в комнате свет». Таким образом, ребёнок не просто манипулировал предметами, а учился видеть смысл данной ситуации.
Эмоциональный комментарий помогает преодолеть негативизм ребёнка, его протестные реакции, придавая происходящему игровой смысл.
  Пятый шаг. Определённые правила взаимодействия.
Как только мы научились тонко чувствовать ребёнка и гибко реагировать на его сигналы, можно вводить определённые правила взаимодействия. Что поможет отработать навыки и выстроить  алгоритм поведения.
По мере того, как смягчается и уходит сопротивление ребенка, у взрослых появляется возможность регулировать аффективные состояния аутичного ребёнка.



Они не такие как мы, но очень хотят быть с нами рядом…


Педагог-психолог: Варламова Л.Н.



1 комментарий:

  1. Спасибо за информацию.Очень интересно. На данный очень востребовано лично для меня

    ОтветитьУдалить